Главная Земля и люди Вотчина ты моя, Вотчина!

Вотчина ты моя, Вотчина!

20.09.2014

Село расположено на юго-западе Санчурского района, на перекрёстке дорог Санчурск-Люмпанур-Корляки. Здесь протекает река Морозиха, которая  берёт начало в Савватеевском лесу и  впадает в р. Кундыш.

Давнюю историю имеет наше село. В ХVI веке, спасаясь от притеснения  казанских татар и русских сборщиков ясака, поволжские марийцы поднялись вверх по рекам Большая Кокшага и Кундыш и основали ряд поселений на территории современного Санчурского района: Люмпанур, Вотчину, Юкшум, Икманур, Иванур. Марийцы селились среди дремучих лесов по берегам реки Кундыш. "Нур" - по-марийски поле. Отсюда и  названия деревень: низкое поле, высокое поле, ольховое поле…

Название  "Вотчина" возникло, очевидно, вследствие того, что с начала ХVII века в окрестностях Царевосанчурска появляются помещичьи усадьбы, или помещичьи вотчины. Савватеевский лес, очевидно, относился к вотчине  какого-то помещика. Были ли вотчинские марийцы крепостными - неизвестно. Но то, что в названии села отражён период расцвета крепостничества, не подлежит сомнению. По рассказам старожилов и некоторым  архивным данным, возникновение Вотчины относится ко второй половине ХVI века, т.е. времени царствования Ивана IV (Грозного).

В 1552 году к русскому  государству было присоединено Казанское ханство, непосредственными соседями в Поволжье оставались татары, марийцы, чуваши, мордва. На очередь политики Ивана Грозного встала задача присоединения всего Волжского пути вплоть до Астрахани. В Астрахани же было другое,  Астраханское ханство татар. Они тяготели вступить в сговор с марийскими князьями и вельможами, чтобы, объединившись, отвоевать Казанское ханство и пойти войной на Московию. Но князья и вельможи марийцев стремились к более вольной жизни, не хотели входить в состав Русского государства, а тем более, воевать против него.

Такую же политику проводили они и среди своего населения. Между Московским государством и Астраханским ханством началась тайная война о присоединении поволжских марийцев. Те и другие засылали лазутчиков к ним. Но если татары действовали насилием и хитростью, то москвичи изобрели другой путь. Они стали засылать миссионеров-проповедников христианства, поскольку марийцы были язычниками. Они верили в силы природы, жили в единстве с ней. У них не было ни церквей, ни мечетей, а были Священные рощи, Священные деревья,  где устраивались моленья. Моленьями руководили карты-жрецы. Картом мог стать любой мужчина, который пользовался уважением  и которого выбирала община.

Священные рощи до сих пор  остаются оазисами нетронутой природы. В них нельзя рубить деревья, курить, ругаться и говорить неправду; там нельзя использовать землю, возводить линии электропередач, даже собирать ягоды и грибы.

Я помню рассказ одного из старожилов с. Килемары о том, что в 30-х годах прошлого века для отопления школы решили вырубить старую Священную рощу. Никто не соглашался рубить её. Тогда директор школы, председатель колхоза  и председатель сельского совета собрались и сделали это.  Хотя им не было и сорока лет, но в тот же год они все умерли.

Так вот, перед миссионерами-проповедниками Иван Грозный и поставил задачу - этих вольнолюбивых язычников приобщить к христианству. Через 5 лет это было сделано. Далее стало легче присоединить марийцев к Русскому государству.

Окончательная дата возникновения Вотчины точно не установлена, но примерно это был  1580 год, т.к. в 1584 основан Царевосанчурск.

Первоначально Вотчина располагалась не там, где находится сейчас, а в полутора километрах на юго-запад (около Курдюмского болота, ближе к Кундышу). По некоторым источникам в ХVIII веке здесь бушевала чума,  и большинство марийцев вымерло. По свидетельствам старожилов, около 1750 года в поселении началась холера.

Как мне рассказывала в 60-х годах прошлого столетия Мария Ивановна Кострулина (а ей в ту пору было около 80 лет), одна женщина из Вотчины ходила в Казань. Так как население в Вотчине жило очень бедно, она по дешёвке на базаре обменяла  продукты на одежду.  По всей видимости, вещи были от больного холерой. Она постирала одежду на речке. Это было в субботу перед Пасхой. Все перед праздником топили бани, а воду носили с реки. Так вспыхнула эта страшная болезнь - холера. Много людей умерло. Для больных строились специальные холерные бараки. Чуть позже поселение вместе с бараками было сожжено. А оставшиеся в живых ушли в другие места. Большая часть поселилась на месте современной Вотчины,  в то время здесь был сплошной, еле проходимый лес.

В "Ведомостях о селениях Вятского наместничества" за 1782 год в "черемисской" деревне Вотчине значилось девятнадцать ревизских душ. Марийцы, как свидетельствуют письменные источники,  здесь жили крайне бедно. Первые дома этой деревни были построены возле кладбища, которое находилось на возвышенности с деревянной часовней. Место было удобно тем, что поблизости протекала речка, которую прозвали Морозиха, а вокруг стоял дремучий лес.

Дома строились беспорядочно. Население занималось охотой, рыболовством, бортничеством.

Первоначально село состояло из 12-15 домов, построенных по левой стороне реки. 

Примерно в 1830 году в поселение прибыла семья Кукетовых, хозяина в  то время прозвали Николаевским солдатом (по рассказам, служил в армии 25 лет во времена Николая I). Свой дом он построил на правом берегу речки Морозихи и другим советовал строиться слободами, т.к.  при своём странствовании видел много городов и посёлков. С тех пор стали организовываться слободы вдоль реки по обе стороны от Кукетовых, занимая солнечную сторону.

Примерно с 1840 года стали прибывать сюда русские. Первыми поселенцами была семья Евстафия Полушина, имеющая пятерых детей - Григория, Михаила, Платона, Ирину, Евдокию. Глава семьи построил дом рядом с Кукетовым. Уже позднее приехали Черепановы из Яранска,  Гончаровы из Котельнича,  Курбатовы из Сметанина, Аксёновы из Боркина, Коротаевы из Одегова,  Бородины из Турьи,  Куварзины из Шишелова,  Князевы из Шишковских.

Марийцы строили свои дома окнами на южную сторону, на правой стороне реки Морозихи, на возвышенности, поэтому  их слобода называлась Марийская Гора.

Русские же селились по левую сторону реки, их слобода стала называться Центральная. Каждый приезжий по обычаям старожилов-марийцев должен был обязательно устроить пиршество с угощением всего общества. Хорошим, добрым соседом считался тот, кто до сильного опьянения угощал пришедших старожилов.

Люди жили общиной. Земли,  леса, луга, реки, определённые государственной ревизией, принадлежали обществу. Раздел проводился по едокам, на каждую душу приходилось 8 десятин земли. Крепостничества жители не познали, помещичьих земель здесь не было. Только земли, начиная от Савватеева, лес и далее за Лермонтово, принадлежали  помещикам Сметанинской и Пибаевской волостей. Свободная жизнь, хорошие земли, лес привлекали жителей из других районов, и к 1889 году в Вотчине насчитывалось уже 80 домов. В 1926 году - 105 дворов и 475 жителей.

 Из обычаев марийских времён в Вотчине сохранилась традиция отмечать Иванов день (седьмое июля) - Рождество Ивана Предтечи. Раньше проходило массовое гулянье в центре, на площади. А сейчас в этот праздник проводится День села. До сих пор живут в Вотчине коренные вотчинские марийские роды - это ветви Смирновых, Долгановых, Целищевых, Макаровых.

По рассказам старожилов, в 1883 году в поселении был открыт церковный приход, в селе Роженцово куплена деревянная церковь. В 1897 году она была освящена в честь Святого Николая Чудотворца. При ней открыли одноклассную церковно-приходскую школу.

По другим источникам, в 1895 году обществом и земством было принято решение построить школу и церковь. В это же время появились дома для  служителей церкви.  (Позднее в них находились школьные квартиры, а с 80-х годов прошлого столетия дома снесли и на их месте построили колхозные квартиры).

Первой была выстроена школа, которая начала работать в 1897г. В  этом же году заложили церковь на месте кладбища и старой деревянной часовни. С 1897 года для кладбища было отведено новое место, где оно располагается и поныне. В 1898 году первым на новом кладбище был похоронен Лев Николаевич Наумов из деревни Новые Николаевские.

Церковь рубили на месте из лучшей древесины, которую заготовляли в окрестностях села. Её строили три года и открыли в 1900 году. Церковь с шатровой крышей была настоящим шедевром деревянной архитектуры. Далеко за пределами поселения славился церковный хор.

Священником служил Василий Гаврилович Гаркунов, а его жена Антонина Александровна была заведующей в школе. Она получала  35 рублей в месяц, учителя - по 25. Для сравнения, пуд хлеба (16 кг.) стоил 40 копеек, корова - 15-90 рублей,  фунт сахара (400г.) - 40 копеек, фунт сушки - 7 копеек.

Русское население Вотчинского прихода стало отмечать массовыми гуляниями в центре села День Николы Летнего как престольный праздник.

1937 году церковь была закрыта и отдана под склад зерновых, а позднее в ней размещались сельский совет, КПЗ (камера предварительного заключения), клуб, где проводились различные культурные мероприятия: спектакли, танцы, показывали кино. Затем её разобрали, скорее всего, на дрова.

В пятидесятые годы прошлого столетия на этом месте построили здание, где разместились правление колхоза, кабинеты председателя колхоза, специалистов и клуб, к которому была пристроена будка киномеханика.

В восьмидесятые годы, в связи с открытием нового Дома культуры  и административного здания правления колхоза, старое здание клуба было разобрано, и это место долго оставалось пустым.

В 2011 году на пустыре, на том месте, где когда-то стояла церковь, под руководством предпринимателя С.А. Долганова на средства спонсора, пожелавшего остаться неизвестным, была построена красивая часовня. 12 июня 2011 года освящена в честь царственной семьи Николая II, принявшей мученическую смерть. Внутреннее убранство часовни украшают более 70 икон, подаренных спонсорами или купленных на пожертвования местного населения. Она обнесена красивой оградкой, трудолюбивыми женскими руками разбиты яркие цветники. Каждый праздник в часовне проводится богослужение.

 В 1920 г. вотчинцы, как и всё население страны, испытывали большие трудности. Шла гражданская война, а с ней - волна мобилизаций. Вместе с верным другом пулемётом "Максимом" прошёл войну Филипп Егорович Долганов. В Чапаевской дивизии воевали П.А. Бородин, Г.П. Князев, В.В. Черепанов, К.И. Федяев, А.М. Полушин, Н.И. Черепанов, А.В. Тарасов, В.И.  Яранцев.

Вернувшись с фронта, мужчины стали восстанавливать разрушенное сельское хозяйство. Было решено поделить землю по едокам. Если раньше её давали только на мужскую душу, теперь получали и женщины.

Многие не имели своих лошадей, земля полностью не обрабатывалась. Урожаи были низкими. Из техники - косуля, плуг да деревянная  борона.

В 1922 году была введена новая экономическая политика (НЭП). Крестьяне стали платить за землю натурой (зерно, масло, яйца, картофель). Позднее  ввели денежный налог.

Основными жителями села в 1920-1925 годы были марийцы. Материально жили плохо. Одежда самотканая: верхняя - красилась ольховой корой, нижняя - из отбелённого на снегу холста. Обувь - лапти и плетёные лыковые калоши.

Население неграмотное. Многие даже начальную школу не закончили.

В 1917-1918 гг. в  Вотчине было организовано кредитное товарищество, председателем его стал священник В.Г. Гаркунов. Оно размещалось в каменном здании на берегу реки (впоследствии в связи с постройкой плотины и образованием пруда это здание снесли).

Восточнее его, тоже на берегу реки,  расположились пожарная каланча и клуб. На каланче постоянно дежурил кто-то из жителей. Внутри  неё находились дроги с деревянной бочкой, наполненной водой,  и пожарные рукава. Позднее каланчу увезли в Корляки.

В 1927 году по инициативе Г.П. Князева было организовано машинное товарищество. А он стал его председателем. Цель товарищества - совместная обработка земли. Имелась жатка-самосброска и молотильный гарнитур с конным приводом. В товариществе состояли шесть домохозяев: Г.П. и П.Е. Князевы, М.Н.  и Ф.Е. Долгановы, Д.Н. Соколов и Е.И. Полушин. На основе товарищества 4 марта 1931 года  был организован колхоз имени С.М. Будённого. Жатка и  молотилка перешли в его собственность..

 Рассказывая о Вотчине, нельзя не вспомнить историю колхоза "Заветы Ленина".

В начале 30-х годов здесь был организован колхоз имени С.М. Будённого, в дальнейшем он состоял из 12 хозяйств. Его организаторами  были: В.В. Черепанов - избран председателем, П.А. Бородин - счетоводом, А.И. Федяев - членом правления. П.М. Долганов, В.Ф. Чернов, С.В. Климов, В.И. Царегородцев, Г.П. Князев, П.В. Князев, В.П. Ершов, М.М. Царегородцев, Ф. Царегородцева стали первыми колхозниками.

Было произведено обобществление имущества: сведено 7 лошадей с упряжью, 4 одноконных плуга, несколько сох и борон, 2 молотильные машины с конным приводом, одна жатка-самосброска, 3 двухвальные льномяльные машины. Из построек:  6 амбаров, 7 овинов. Засыпали семена и фураж согласно наличию членов семьи - по центнеру овса и картофеля. Первые два месяца была установлена почасовая (10 часов работы - один трудодень), позднее - нормы выработки.

Земля, принадлежавшая колхозу, располагалась вокруг села. Озимые посевы не входили в общественный фонд, каждый снимал урожай со своей полосы. Семена и фураж также выделяли по одному центнеру на человека. Зато яровые убирали коллективно, трудились старательно.

Осенью 1931 года была обобществлена часть коров (у кого имелось более одной) и на этой базе создалась молочно-товарная ферма (МТФ).

Осенью 1932 года в колхоз  вступили ещё   28 хозяйств. Трудодень  в 1932 году выразился в 8 кг. натурального продукта. Деньги на трудодни не выдавали. Таким образом, коллективизация в селе шла в течение 3-4-х лет.

Весной 1935 года Санчурская МТС оказала помощь колхозу в обработке земли. Были предоставлены два трактора на договорных началах. Оплата проводилась зерном, в основном рожью. В 1937 году МТС  открылась и в Вотчине, часть полевых работ стала производиться на двусторонних договорных обязательствах. Тракторы были колёсными (огромные колёса, усеянные шипами). Кабины не было, лишь сиденье для тракториста в виде железной тарелки. Дождь, снег, пыль - всё летело ему в лицо. Нам, ребятне, было забавно  смотреть на это. Зато сколько было радости и гордости, если ты прокатишься на тракторе. Вотчинская МТС  располагалась на правом берегу реки Морозихи, на возвышенности между Вотчиной и дер. Шишковские, неподалёку от развилки дорог Санчурск-Люмпанур-Корляки. Были построены: основное здание - гараж из кирпича, кирпичное здание под газогенератор, который вырабатывал электроэнергию и освещал МТС, кузница, токарный цех, столярка, продовольственный ларёк (магазин), три деревянных дома. В одном жил директор МТС, во втором (двухквартирном) - главный инженер и агроном МТС, в четырёхквартирном - служащие. Рядом возвышалось двухэтажное административное здание. Внизу размещались кабинеты начальства, а на втором этаже был клуб. Сейчас от МТС практически ничего не осталось. Длительное время директором МТС  был Валентин Иванович Ветлужских, его жена Клавдия Ефимовна работала пионервожатой в школе. В 1960 году я встретила супругов в Кикнуре. Валентин Иванович рассказал, что долгое время работал директором совхоза "Кокшага".

К 1940 году колхоз в Вотчине экономически окреп и  приобрёл свою первую машину "полуторатонку".

Мне рассказывала мама, что, когда начали строить Горьковский автозавод, много народу поехало на его строительство из нашего района. В их числе один из её семи братьев. Позднее он выучился на шофёра. За добросовестный труд моего дядю наградили трехдневным отпуском - поездкой домой на машине, водителем которой он был. Приехал мамин брат домой днём. В доме никого не было, всё взрослое население жало рожь в двух километрах от деревни, за рекой Шелендур, у леса. В ту пору больших машин ещё никто в деревне не видел.  Дома были старики и дети.  Начался такой переполох! Увидев гигантского "железного коня", всякий спасался, как мог: кто в бане, кто на сеновале, кто в кустарнике. Но, узнав в шофёре своего, деревенского, вскоре успокоились. А тому, в свою очередь, не терпелось повидаться с родителями, и он решил съездить в поле. Когда прошёл первый страх, в кузов машины забрались старики, старухи, ребятня, всем хотелось прокатиться. Впереди кузова, за кабиной, встал дед Евсей, в длинной белой рубахе, с длинными седыми волосами и такой же бородой. Машина с грохотом мчится в поле, дымит,  из трубы летят искры, кругом пыль, ребятишки от восторга кричат. Сначала  колхозники не могли сообразить, что такое непонятное мчится на них с шумом и грохотом, а впереди старик с бородой и в белой рубахе. Кто-то выдвинул версию, что это Илия пророк на своей колеснице и настал конец света.  Одни прямо в борозды упали, другие начали молиться, а у кого-то хватило сил добежать до леса. Но мало-помалу всё успокоилось, и потом на протяжении всего трёхдневного отпуска шофёр катал по деревне  своих земляков, от которых не было отбоя.

В предвоенные 1938-1940  годы экономика колхоза продолжала крепнуть. Увеличилось поголовье тягловых лошадей, скота. Колхозники стали больше получать на трудодни. В некоторых домах начали появляться велосипеды (самокаты). Председателем колхоза в то время была Климова Аграфена Евстафьевна (она проработала председателем всю войну). В Вотчине трудились три бригады во главе с П.А. Бородиным, Е.И. Царегородцевой, И.И. Черепановым.

Мирный труд прервала война, начавшаяся 22 июня 1941 года. Молодые люди призывного возраста отправлены на фронт. Восемьдесят пять человек ушли из Вотчины, более пятидесяти из них не вернулись. Убиты или пропали  без вести. Все тяготы военного времени легли на женские плечи. Подростков отправляли учиться в школы ФЗО, после ускоренного курса обучения они становились к станкам на военных заводах, точили детали для оборонки. Девчат-подростков срочно отправляли на заготовку леса. Фронту он был тоже необходим. Из МТС мужчины уходили на фронт, им на смену приходили девчонки    14-16 лет.

Я помню  рассказ инженера-механика тех лет. На обучение девчонок совершенно не было времени. Надо было обрабатывать землю, сроки уходили. Им показывали, как завести трактор, на какие педали нажимать, как крутить руль. Вот и вся учёба! Юные трактористки до всего доходили сами. Работа была двухсменной, днём и ночью. Своей ремонтной бригады в Вотчине не  было, в случае поломки трактор нужно было гнать в Яранск. Две подруги  Зоя Бородина и Лида Гончарова угнали трактор на ремонт. Там их заставили его разобрать. Они разобрали, а дальше не знают, что делать. Решили убежать домой в Вотчину. Заявились ночью, перепугав родителей. Но до рассвета были отправлены обратно в Яранск. Шли туда пешком. Если бы они не вернулись, им бы грозила пресловутая 58 статья,  а это значит - 10 лет тюрьмы.

За годы войны экономика колхоза ослабла. Оплата трудодня -  200-300 граммов хлеба. Всё было подчинено интересам фронта. Цены на хлеб на рынке поднялись до 2000 рублей за пуд, да и все продукты были очень дороги. Земля обрабатывалась в основном одноконным плугом и косулями.

После победы над врагом стояла первоочередная задача восстановить экономику хозяйства. Все трудились не покладая рук, но, видя "пустые" трудодни, часть вотчинцев покинула родные места. Уезжали на лесоучастки, в Килемары, Йошкар-Олу.

 В июне 1950 г. было проведено первое укрупнение колхоза.  Объединили деревни Савватеево, Горновские, Нов. Николаевские, Шишковские и Вотчину. Первым председателем укрупнённого колхоза стал Ф.Н. Князев. После него руководил колхозом Н.Н. Снегирёв, а затем  по направлению РК КПСС был назначен П.А. Ураков. Под его руководством дела в колхозе пошли в гору. Первым делом новый председатель заявил, что сначала должен накормить колхозников, а уж потом сдавать зерно государству. Всё районное руководство "встало на дыбы". Чуть ли не каждый день в колхозе были проверяющие. Председателя вызывали к следователю, но колхозники поддержали своего руководителя, и вскоре от него отступились. Ближайший год получили по 2,5 кг. хлеба на трудодень. Колхоз приобрёл "полуторатонку" вместо мобилизованной в годы войны. Увеличилась и продуктивность скота. Появились птицефермы.

Второе укрупнение колхоза произошло в марте 1956 года объединением с колхозом им. Ворошилова. Вошли деревни: Курдюм, Лопанур, Соболево, Одегово, Агафоново. Председателем был избран С.А. Тарасов, а его заместителем - П.А. Ураков. С этого времени колхоз стал носить имя Ленина.

Третье укрупнение произошло в октябре 1958 года, с колхозом им. ХХ партсъезда. Вошли деревни: Малая и Большая Поломка,  Шабалино, Онучино, Клесты, Петухи, Ветлужские, Ожиганово, Дёмино. Председателем избран С.А. Тарасов, а с 1960 года - В.Л. Чернышов.

В 1958 году ликвидируется Вотчинская МТС и техника продаётся в колхоз: 22 трактора, 14 комбайнов, 12 автомашин стали его собственностью.

Год от года крепнет экономика хозяйства.    В 1971 году денежный доход составил 1 709, 9 рубля. В колхозе было 30 тракторов, 20 комбайнов, 15 автомашин. Поголовье скота выросло до 1822 ед., в т.ч. коров - 649, свиней - 742, овец - 204. Производство зерна - 3 357,7 т., мяса - 257,3 т., молока - 1274,6 т., шерсти - 1274,4 ц.

С 1969 года председателем стал В.И. Сушенцов. В 1971 году колхоз поделили на два хозяйства - им. Ленина и им. Кирова. В дальнейшем председателями колхоза были: А.А. Шепелев, В.А. Ухов, Т.Н. Бусыгина, В.В. Долганов,  В.В. Щёлоков.  

В 70-80-е годы ХХ века в Вотчине ведётся большое строительство. Сносятся ветхие строения, на их месте вырастают одно- и двухквартирные дома. Появляются две новые улицы, водонапорные башни для МТФ и для сельчан. На двух улицах прокладывается водопровод. Построены новые здания ФАПа, почты, сельского совета, правления колхоза, а также общежитие,  три магазина, красавец Дом культуры, сельпо и пруд. На краю села активно работают ветлечебница, заготовительный пункт, где от населения не только нашего района, но и Горьковской области и Республики Марий Эл принимают излишки сельхозпродукции. В эти же годы были пущены в эксплуатацию  детский садик на 50 мест, Дом бытовых услуг,  вокруг которого разбит парк. К школе был сделан пристрой на три класса. На улицах села смонтировано освещение. За  Вотчиной, в сторону Люмпанура, находились телятник на 150 голов, силосные траншеи. В сторону Корляков построены шесть арочных складов,  мехток,  картофелехранилище, установлены зернодробилка, льносушилка. На месте МТС вырос машинный парк с автогаражом, кузницей, площадкой для техники и ремонтными мастерскими. На высоком берегу Морозихи стоял столярный цех, работала пилорама, поодаль находилась нефтебаза. Везде бы- ли нужны рабочие руки, всё население было занято работой!

 Преобразился и внешний вид Вотчины. В селе красовались три парка. Частные дома подновлялись, даже крыши покрывались железом, что говорило о трудолюбии и достатке хозяев. Возле домов разбивали цветники. Жители приобретали добротную мебель, холодильники, стиральные машины, мотоциклы (о велосипедах я уже и не говорю). Начали появляться первые легковые автомобили. В подсобных хозяйствах было много домашнего скота. Да что говорить, селяне стали красиво одеваться! Сейчас работали не за простой трудодень, а за деньги. Некоторые механизаторы в период  сельскохозяйственных кампаний зарабатывали по 800 рублей, а  буханка черного хлеба в те годы стоила 14 копеек.

Получив среднее образование, молодёжь уезжала поступать в вузы и техникумы и успешно училась. Студентам выплачивалась стипендия, на которую можно было жить. Многие учились в вузах  по направления

Комментарии (4)

12.03.2015 в 12:36 Владислав написал:

"В 1917-1918 гг. в Вотчине было организовано кредитное товарищество, председателем его стал священник В.Г. Гаркунов" ...Все-таки председателем был кто-то другой, поскольку Василий Гаврилович Гаркунов умер в 1914 году. По информации "Вятских епархиальных ведомостей" жену священника звали Александра... lo-tov2007@yandex.ru

07.04.2016 в 16:40 Гость Марина написал:

Спасибо! Очень содержательная статья и очень нужная для нас! Дело в том, что мы, похоже, являемся прямыми потомками Евлампия Полушина. Тут указано, что у него был сын Григорий, а отца моей бабушки Капитолины Викторовны, звали Виктор Григорьевич! И бабушка во время войны на тракторе работала! 4 бабушкиных брата погибли на войне, где их семьи, не знаем, очень хотелось бы найти, пока ищем места, где они воевали и погибли. Огромная Вам благодарность, и если есть ещё какая информация о наших предках и их жизни, то были бы счастливы её получить!

27.06.2016 в 15:19 Александра написал:

Здравствуйте,в юности ездила к бабушке в Одегово,добирались от Вотчины через Курдюмский мост.Прошло 15 лет,очень хочу съездить посмртреть на родные места!Но не знаю есть ли сейчас мост в Курдюме,что бы добраться до Соболево,а потом уже и до Одегово.Кто обладает информацией помогите!Другой дороги в Одегово я не знаю.

10.10.2018 в 10:16 Гость написал:

Есть мосты. Зайдите в "Одноклассники" и через поисковик найдите группу "Деревни Санчурского района Кировской области" там пишут, фото и видео тех мест



архив новостей

Реклама

опрос

Каталог организаций